Шрифт: Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал 1,5, выравнивание текста по ширине.
Поля: левое – 3 см, правое – 2 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Отступ 1,5 см.
Нумерация страниц: титульный лист и содержание не нумеруется, нумерация начинается с первой главы с 3 (4) страницы, нумерация проставляется в нижнем колонтитуле посередине. Шрифт - TimesNew Roman, размер 10
Название глав пишется прописными буквами, жирным шрифтом, выравнивание по ширине, точка не ставится.
Название параграфов пишется строчными буквами, жирным шрифтом, выравнивание по ширине, точка не ставится.
В тексте допускаются выделения курсивом.
Источники указываются в тексте в квадратных скобках [номер источника в списке литературы, страница]. В случае использование электронного источника допускается указание только номера источника в списке литературы.
Часть материала, дополняющего учебное исследование, сообщающего дополнительные сведения, можно поместить в приложение (графики, рисунки, конспекты, тексты, задания, фото и т.д.). Оформляется приложение на отдельных листах, каждое имеет свой тематический заголовок и подпись «Приложение» с указанием порядкового номера в правом верхнем углу.
Список использованных источников должен содержать информацию об источниках и литературе, которые использовались в теоретической и практической части исследовании. Описание литературы состоит из следующих элементов: сведения об авторе (авторах), заглавие; условные разделительные знаки; выходные данные (город, год издания, количество страниц, иллюстраций).
В этой части подводится итог теоретического исследования. В ней содержится выводы по всей работе, к которой пришел студент, указывается их значимость, возможность использования результатов.
Требование к заключению – его краткость и обстоятельность. В нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.
Эта часть включает одну или несколько глав и пункты к ним. В них раскрывается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы.
При написании этих глав следует изучать книги, журналы, методическую литературу, имеющую отношение к теме.
В результате сбора информации должны быть получены следующие сведения:
- кто и где уже работал или работает по теме исследования;
- где опубликованы результаты этой работы;
- в чем конкретно они состоят.
Записи представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируются полученные знания об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.
Перед составлением обзора следует определить основные понятия по теме исследования; чтобы использование их было однозначным. Это означает, что понятие, которое разными авторами может трактоваться по – разному, должно во всем тексте работы иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Для этого все определения подвергаются мыслительной обработке с помощью анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
Для написания обзора по теме используют обычно 10-20 источников.
Нельзя переписывать и пересказывать «своими словами» чужие тексты и выдавать за свои. Содержание следует обрабатывать и в таком виде использовать в собственном тексте. Это делается с помощью различных теоретических методов и преимущественно – методов анализа. Последний предполагает декомпозицию текста, выделение согласно виду анализа его отдельных элементов и установление связей между ними, определение среди них ведущего системообразующего.
Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и самим давать свою интерпретацию. Этот метод основан на праве читателя и пользователя, толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант. Этот метод чаще всего применяют студенты.
Это вступительная часть работы. В ней излагается актуальность темы, определяются цель и задачи.
актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;
постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;
разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;
цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Цель не стоит формулировать как «изменение общественного мнения», «воспитание другого отношения» - во-первых, непосредственно в результате написания работы не может измениться общественное мнение или отношение других людей к данной проблеме; во-вторых, такая формулировка цели носит не исследовательский характер (развивающий, образовательный и т.д.). Другое требование к формулировке - цель должна быть проверяема, конечна. Поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни (изучение, анализ, рассмотрение и т.п.). Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.
основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.
методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат.
Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.
Теоретические и эмпирические одновременно (например, теоретико-экспериментальные, опытно-теоретические, конструкторские и др. исследования).
Исследовательская работа реферативного типа может выполняться как на материале теории, так и на основе изучения опыта практической деятельности.
По структуре исследовательская работа теоретического характера состоит из:
введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;
заключение, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможности использования материалов работы;
списка использованной литературы;
приложения.
По структуре исследовательская работа эмпирического характера состоит из:
введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
основной части, которая представлена описанием практики;
заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
списка использованной литературы;
приложения.
По структуре исследовательская работа смешанного характера состоит из:
введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;
основной части, которая состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы;
заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
Требования к оформлению работы.
Шрифт: Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал 1,5, выравнивание текста по ширине.
Поля: левое – 3 см, правое – 2 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Отступ 1,5 см.
Нумерация страниц: титульный лист и содержание не нумеруется, нумерация начинается с первой главы с 3 (4) страницы, нумерация проставляется в нижнем колонтитуле посередине. Шрифт - TimesNew Roman, размер 10
Название глав пишется прописными буквами, жирным шрифтом, выравнивание по ширине, точка не ставится.
Название параграфов пишется строчными буквами, жирным шрифтом, выравнивание по ширине, точка не ставится.
В тексте допускаются выделения курсивом.
Источники указываются в тексте в квадратных скобках [номер источника в списке литературы, страница]. В случае использование электронного источника допускается указание только номера источника в списке литературы.
Приложение.
Часть материала, дополняющего учебное исследование, сообщающего дополнительные сведения, можно поместить в приложение (графики, рисунки, конспекты, тексты, задания, фото и т.д.). Оформляется приложение на отдельных листах, каждое имеет свой тематический заголовок и подпись «Приложение» с указанием порядкового номера в правом верхнем углу.
Список использованных источников
Список использованных источников должен содержать информацию об источниках и литературе, которые использовались в теоретической и практической части исследовании. Описание литературы состоит из следующих элементов: сведения об авторе (авторах), заглавие; условные разделительные знаки; выходные данные (город, год издания, количество страниц, иллюстраций).
Заключение.
В этой части подводится итог теоретического исследования. В ней содержится выводы по всей работе, к которой пришел студент, указывается их значимость, возможность использования результатов.
Требование к заключению – его краткость и обстоятельность. В нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.
Заключение дает ответы на вопросы:
зачем предпринято данное исследование;
что сделано;
к каким выводам вы пришли.
Основная часть.
Эта часть включает одну или несколько глав и пункты к ним. В них раскрывается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы.
При написании этих глав следует изучать книги, журналы, методическую литературу, имеющую отношение к теме.
В результате сбора информации должны быть получены следующие сведения:
- кто и где уже работал или работает по теме исследования;
- где опубликованы результаты этой работы;
- в чем конкретно они состоят.
Записи представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируются полученные знания об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.
Перед составлением обзора следует определить основные понятия по теме исследования; чтобы использование их было однозначным. Это означает, что понятие, которое разными авторами может трактоваться по – разному, должно во всем тексте работы иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Для этого все определения подвергаются мыслительной обработке с помощью анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
Для написания обзора по теме используют обычно 10-20 источников.
Нельзя переписывать и пересказывать «своими словами» чужие тексты и выдавать за свои. Содержание следует обрабатывать и в таком виде использовать в собственном тексте. Это делается с помощью различных теоретических методов и преимущественно – методов анализа. Последний предполагает декомпозицию текста, выделение согласно виду анализа его отдельных элементов и установление связей между ними, определение среди них ведущего системообразующего.
Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и самим давать свою интерпретацию. Этот метод основан на праве читателя и пользователя, толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант. Этот метод чаще всего применяют студенты.
Введение.
Это вступительная часть работы. В ней излагается актуальность темы, определяются цель и задачи.
актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;
постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;
разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;
цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Цель не стоит формулировать как «изменение общественного мнения», «воспитание другого отношения» - во-первых, непосредственно в результате написания работы не может измениться общественное мнение или отношение других людей к данной проблеме; во-вторых, такая формулировка цели носит не исследовательский характер (развивающий, образовательный и т.д.). Другое требование к формулировке - цель должна быть проверяема, конечна. Поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни (изучение, анализ, рассмотрение и т.п.). Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.
основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.
методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат.
Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.
Объем введения составляет 1-3 страницы.
Структура исследовательской работы
Титульный лист.
Оглавление
Введение.
Главы и/или параграфы основной части.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Типы и виды учебных исследований.
Типы и виды учебных исследований подразделяются на три группы:
Теоретические:
Исторические (тенденции развития в различные периоды истории).
Методологические (теоретическое изучение и описание какого-либо психолого-педагогического явления).
Эмпирические:
Экспериментальные (экспериментальное исследование)
Опытно-практические (изучение практического опыта педагогов).
Смешанные:
Теоретические и эмпирические одновременно (например, теоретико-экспериментальные, опытно-теоретические, конструкторские и др. исследования).
Исследовательская работа реферативного типа может выполняться как на материале теории, так и на основе изучения опыта практической деятельности.
По структуре исследовательская работа теоретического характера состоит из:
введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;
заключение, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможности использования материалов работы;
списка использованной литературы;
приложения.
По структуре исследовательская работа эмпирического характера состоит из:
введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
основной части, которая представлена описанием практики;
заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
списка использованной литературы;
приложения.
По структуре исследовательская работа смешанного характера состоит из:
введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;
основной части, которая состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы;
заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
списка используемой литературы;
приложения.